dekanat.fpkmr@rudn.ru
+7 (495) 374-74-62

Зона ответственности – лицо

Работа челюстно-лицевого хирурга тесно связана со стоматологическими специальностями. Зона ответственности общая – лицо. Впрочем, часто ЧЛХ специалисты работают бок о бок и с нейрохирургами, взаимодействуя при сложных ситуациях – сочетанной травме или обширном патологическом процессе. О тонкостях специальности и вопросах повышения квалификации и профессиональной подготовки рассказывает заведующий кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургииФакультета непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН (ФНМО МИ РУДН), д.м.н., профессор Зураб Амиранович Меладзе.

Специальность «челюстно-лицевая хирургия» вышла из раздела общей хирургии в 50-60х гг. ХХ века. Но профессионалы в этой области существовали всегда. «Различные патологии и травмы головы и шеи встречаются достаточно часто, - комментирует профессор Меладзе. - Как правило, в зоне профессиональных интересов специалистов ЧЛХ: переломы челюсти, воспалительные и онкологические заболевания. Последних становится все больше – об этом наглядно свидетельствует статистика. Примерно каждый 4-й случай онкологии приходится на область головы и шеи. И до 15% всех стоматологических заболеваний составляют онкологические процессы в области лица (челюсти, щеки, язык).

Путь в профессию

Чтобы стать челюстно-лицевым хирургом сегодня необходимо иметь базовое образование «лечебное дело» и пройти ординатуру по ЧЛХ. Парадокс, но с базовым стоматологическим образованием нельзя стать челюстно-лицевым хирургом. И в то же время, имея базовое образование «лечебное дело» и ординатуру по ЧЛХ, нельзя быстро получить переквалификацию и стать хирургом-стоматологом.

Как это отражается на работе? К примеру, дентальные имплантаты – их ставят хирурги-стоматологи. Челюстно-лицевые хирурги не имеют допуска к данному виду деятельности. Хотя по квалификации они выше.

«Есть реальные случаи, когда уже состоявшиеся челюстно-лицевые хирурги, сделав для себя выбор в пользу хирургической стоматологии, снова с головой ныряют в учебу. Поступают на стоматологический факультет и учатся 3 года, получая базовое стоматологическое образование», - рассказывает Зураб Меладзе.

С чем работать ЧЛХ?

Несмотря на рост онкологических заболеваний, в т.ч. и в области головы и шеи, самая распространенная проблема, которую приходится решать челюстно-лицевым хирургам: травма.

«Травмы, чаще всего сочетанные: головного мозга, лицевого скелета, зубные травмы, - говорит Зураб Меладзе. – ведение таких пациентов требует слаженной работы челюстно-лицевых хирургов, нейрохирургов, хирургов-стоматологов».   Второй кластер: воспалительные заболевания в области челюстей, лицевого скелета. Часто, корни проблем – в зубах. Гнилой, запущенный зуб, абсцесс, флегмона, остеомиелит – и вот уже хирург-стоматолог рекомендует пациенту консультацию ЧЛХ специалиста.

Отдельный раздел: опухоли головы и шеи. Часто это одонтогенные опухоли -. новообразования, возникающие в челюсти из зубных тканей. Самый простой пример: киста зуба. Также встречаются: одонтомы, адамантиномы (опухоли из клеток зубной эмали). Довольно часто новообразования неизвестной природы. К примеру, случайная находка при гайморите – образование в гайморовой пазухе.

Решают челюстно-лицевые хирурги и косметические проблемы, сопряженные с ухудшением качества жизни. К примеру, маленькая нижняя челюсть. Это может быть врожденный дефект, или приобретенный – после травмы или запущенного остеомиелита. Маленькая нижняя челюсть исправляется через объемное хирургическое вмешательство: при помощи специальных конструкций челюсть выдвигается, под новые размеры «подгоняются» зубы. Это слаженная работа команды челюстно-лицевых хирургов, стоматологов, ортодонтов.

Работают челюстно-лицевые хирурги и на острие науки и технологий. В их профессиональном арсенале операции по пересадкам тканей, органов и целых комплексов органов. К примеру, сложнейшие операции по пересадке лица. Безусловно, эта уникальная операция выполняется командой, частью которой являются челюстно-лицевые хирурги.

Кафедра стоматологии и ЧЛХ сегодня

На кафедре стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, которую возглавляет профессор Меладзе, как следует из названия, обучают и стоматологов и челюстно-лицевых хирургов. Для тех и других предусмотрены программы повышения квалификации от 18 часов и выше. Специалисты в области ЧЛХ изучают современные методы обследования пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области, овладевают комплексом методов оказания неотложной помощи, реабилитационных мероприятий. Знакомятся с современными остеопластическими материалами и перспективными разработками.

Кафедрой также реализуются программы профессиональной переподготовки в области стоматологии, где даются современные и глубокие знания, основанные на принципах доказательной медицины.

К примеру, хирурги-стоматологи обучаются дентальной имплантологии – пожалуй, самому востребованному направлению в стоматологии сегодня.

«У наших преподавателей огромный хирургический опыт, - рассказывает Зураб Меладзе. – Многие работали в травматологических, онкологических отделениях. Как, например, поставить имплантат на челюсть, которая после перелома собрана из 3 кусков? Наши хирурги-стоматологи находят решение. В ортопедии также сильные специалисты. Знают все о геометрии имплантатов.

Психологи и юристы

Лекции слушателям кафедры читают не только стоматологи и челюстно-лицевые хирурги, но и клинические психологи. Они снабжают курсантов багажом знаний, компетенций и практических инструментов в области медицинской деонтологии, конфликтологии, общения с пациентами.

«В кресле стоматолога оказываются совершенно разные пациенты. К примеру, придет на прием блогер. Ему 19 лет, у него несколько миллионов подписчиков в Instagram, он чувствует себя «звездой» и везде, в т.ч. и на прием к врачу, ходит со своими менеджерами. Или, другой случай – в кресле профессор, академик РАН… А если в кресле неразговорчивый ИТшник? Как к каждому найти подход? Психологи расскажут и дадут практические рекомендации по ведению приема таких разных пациентов.

В расписании кафедры в скором времени появятся и лекции медицинских юристов. Стоматология – одна из самых "острых" специальностей, где часто возникают спорные моменты и подается много судебных исков.

«Грамотная юридическая поддержка стоматолога и его знания в области прав и обязанностей врача и пациента поможет работать в удовольствие и без рисков», - пояснил профессор Меладзе.

Планы развития

Кафедра готовится к окончательному переходу на системы непрерывного медицинского образования (НМО).

«Мы вникли в процесс, поняли, что происходит и как работает система НМО. Механизм уже опробовал на себе. Зарегистрировался в системе, прошел множество курсов по всем моим действующим специальностям, получил баллы, а заодно и сформировал четкое понимание того, как составлять программы с начислением баллов НМО для наших курсантов. Уже сейчас в разработке и на утверждении целый пласт новых программ кафедры, которые в ближайшее время будут поданы на рассмотрение в аккредитационный совет НМО», - резюмирует профессор Меладзе.