Профессор Дегтярева приняла участие в круглом столе на тему ВПС в общественной палате РФ

Заведующая кафедрой детской кардиологии  ФНМО МИ РУДН Елена Александровна Дегтярева приняла участие в работе круглого стола «Врожденный порок сердца – от плода к взрослому пациенту: проблемы и пути решения», прошедшего 28 мая в Общественной палате РФ.

В фокусе внимания ведущих детских кардиологов, кардиохирургов, неонатологов, собравшихся на мероприятии под председательством академика РАН Лео Антоновича Бокерия, оказались вопросы диагностики врожденного порока сердца (ВПС), реабилитации детей с ВПС и развитие образовательных программ для повышения квалификации специалистов.

Распространенность ВПС от 7 до 10 случаев на 1000 новорожденных, из них до 45% - критические врожденные пороки сердца, требующие немедленного медицинского вмешательства.

Участники заседания сошлись во мнении, что основные проблемы – дефицит оказания медицинской помощи, необходимость повышения качества этой медицинской помощи и отсутствие ранней диагностики, а также пробелы, возникающие при подготовке специалистов.

Заведующая кафедрой детской кардиологии ФНМО МИ РУДН, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, академик РАЕН, Елена Александровна Дегтярева отметила необходимость формирования перечня востребованных здравоохранением квалификаций. По ее словам, «это может обеспечить уровень качества оказания медицинской помощи. Между тем в ряде регионов вопросы пороков развития в детской кардиологии и их ранней диагностики – «Терра инкогнито» – особенно для первичного звена здравоохранения и части пренатальной службы. Чаще всего за пределами квалификации специалистов в регионах остаются вопросы транспортировки таких пациентов, их маршрутизации, терапии при некритических пороках, плановой подготовки к операциям и мн.др. вопросы ведения пациентов раннего детского возраста».

Согласно результатам многочисленных опросов, в регионах более 30% маленьких пациентов так и выписываются без конкретного диагноза. Даже в Москве встречаются грубые ошибки в рутинной практике пренатальной диагностики.

На прошлой неделе в отделение инфекционной кардиологии Детской клинической больницы №6 ДЗМ, являющейся одной из клинических баз кафедры детской кардиологии ФНМО, поступили два новорожденных ребенка с тяжелой пневмонией и ПВС. Их мамы в течение беременности проходили все положенные пренатальные скрининги, и ни на одном проблема не была замечена.

Чтобы уменьшить количество подобных историй, кафедра детской кардиологии ФНМО уделяет особенное внимание подготовке врачей первичного звена, инфекционистов, неонатологов. За последнее время специалисты кафедры провели 18 выездных образовательных семинаров в регионах о том, как не пропустить болезнь сердца у ребенка.

Анализируя ситуацию с подготовкой детских кардиологов в стране, Елена Александровна отметила, что реализуемая сегодня схема не соответствует исполнению принятого профессионального стандарта. Трансформации требует как длительность, так и качество подготовки. По словам эксперта в настоящий момент существует проект введения пятилетней ординатуры по детской кардиологии с градацией для первичного звена и специализированной помощи. «Дискутируется и вопрос об отмене программы первичной специализации (540 часов). На наш взгляд, в переходный период изменения перечня медицинских специальностей, первичная специализация должна быть сохранена для определенных категорий врачей. Она актуальна для врачей функциональной диагностики, для взрослых кардиологов с ординатурой и стажем не менее 3 лет, а также врачей-педиатров и врачей общей практики – также с ординатурой и стажем работы».

Отметила эксперт и то, что педиатрические кафедры, ведущие подготовку в рамках детской кардиологии в регионах, не должны быть лицензированы в тех регионах, где отсутствуют кардиохирургические базы. «Должен быть утвержден Минздравом и Минобром перечь учреждений, рекомендованных для обучения, по различным разделам кардиологии: кардиохирургии, аритмологии, ревматологии и т.д. В этом случае обучение должно проводиться на базах иных кафедр и других регионов, где имеется соответствующий профессиональный опыт и уровень подготовки профессорско-преподавательского состава».

Завершая свое выступление, Елена Александровна выразила надежду, что всем участникам круглого стола удастся внести свой вклад в формирование новых поколений детских кардиологов.